
В прошлом году во всех школах России стартовал цикл классных часов «Разговоры о важном». «Разговоры о важном» — это получасовые классные часы, которые проводятся первым уроком по понедельникам во всех российских школах и СПО.
В этом учебном году, во всех классах школы регулярно проводятся эти занятия. У всех классных руководителей на руках имеется программа «Разговоры о важном», разработанная в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования, которая позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во
всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Задачей педагога, реализующего программу, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Программа направлена на:
− формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
− формирование интереса к познанию;
− формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного
отношения к правам и свободам других; − выстраивание собственного поведения с
позиции нравственных и правовых норм;
− создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
− развитие у школьников общекультурной компетентности;
− развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
− осознание своего места в обществе; − познание себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей;
Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10–11 классов.
В 2023–2024 учебном году запланировано проведение 36 внеурочных занятий. Занятия
проводятся 1 раз в неделю по понедельникам, первым уроком.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Занятия позволяют обучающемуся
вырабатывать собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного
мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой
художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
− в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
− в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
− в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность
в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1) соответствие датам календаря;
2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в
текущем году. Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно
(государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий).
Например, «День народного единства», «День защитника Отечества», «Новогодние
семейные традиции разных народов России», «День учителя (советники по воспитанию)»,
«День российской науки» и т. д.
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, «190-
летие со дня рождения Д. Менделеев, День российской науки», «215-летие со дня
рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А. С.
Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с
текущими датами календаря, но являющиеся важными в воспитании школьника. К
примеру: «Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день
психического здоровья, профилактика буллинга)» и др
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной
работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны
обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-
патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария
внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом
обсуждения.
Необходимо понимать, что на внеурочных занятиях как неучебных формируются
определенные ценности: высшие нравственные чувства и социальные отношения. В
течение года учащиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию. Наличие сценариев
внеурочных занятий не означает формального следования им. При анализе содержания
занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные,
национальные, этнокультурные особенности нашей республики. Обязательно
учитывается и уровень развития учащихся, их интересы и потребности. При
необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить
(изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнение которых предлагается
вместе с родителями, другими членами семьи